Святыни нашего храма

   Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
   Икона Божией Матери «Всецарица»
   Икона святой великомученицы Екатерины с частицей мощей
   Икона святой преподобномученицы Марии Гатчинской с частицей мощей
   Икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей
   Икона святого мученика Трифона с частицей мощей

 

     Икона Божией Матери «Взыскание погибших».

      О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Согласно преданиям, эта икона прославилась ещё в 6 веке н.э, в малоазийском городе Адане (территория современной Турции). В России наиболее ранним считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г.Болхова, Орловской губернии, написанный, по некоторым сведениям, в 1707 году.

     До настоящего времени сохранились несколько древних списков иконы «Взыскание погибших». Наиболее известные из них находятся в Москве – в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке и в храме Положения Ризы Господней, в Самаре – в Покровском кафедральном соборе, и в Гатчине  – в нашем Покровском храме, в Мариенбурге.

     Для того, чтобы понять, каким образом икона Божией Матери «Взыскание погибших» появилась в Маринбурге-Гатчине, вернёмся в дореволюционные времена.

     17 октября 1888 года близ станции Борки Харьковской губернии произошло крушение царского поезда, в результате которого ни император Александр III, ни его семья не пострадали, выйдя из страшных обломков невредимыми. Хотя всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб. Спасение императорской семьи было объявлено чудесным и вызвало по всей России радостный отклик среди граждан. Государь-император Александр III, будучи очень сильным человеком, лично держал потолок смятого вагона, давая возможность выбраться из-под обломков своим родным, а затем помогал оказывать первую помощь раненым. Царь писал своему брату, Великому князю Сергею Александровичу: «Этот день не изгладится никогда из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чуден, потому что Христос желал доказать всей России, что Он творит еще чудеса и спасает от явной погибели верующих в Него и в Его великую милость».

     В память чудесного избавления в Свято-Троицком Раковском монастыре была написана копия чудотворной иконы «Взыскание погибших» 31 октября 1888 года усердием настоятельницы игуменьи Анатолии с сестрами. Копия была поднесена Царской семье, но где икона находилась до 1917 года, неизвестно. На фотографии, сделанной в келье преподобномученицы Марии Гатчинской в 1920-х годах, видна копия с царской иконы в центре домашнего иконостаса. Судя по всему, икона была доступна для поклонения верующих и продолжала источать исцеления.

     Со слов многолетней помощницы настоятеля Мариенбургского Покровского храма протоиерея Петра Белавского, алтарницы храма Александры Ивановны Савиной (+2007), икона «Взыскание погибших» была обретена следующим образом. В конце 1950-х годов две женщины шли в храм через речку Колпанку по дощатому мостику и обратили внимание на одну из его досок. Она была широкая, цельная, со шпонками. Когда ее сняли, это оказалась икона Божией Матери «Взыскание погибших». На иконе сохранилась надпись, что она «сооружена» 31 октября 1888 года усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря игуменьи Анатолии с сестрами в память чудесного избавления Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда». Образ они передали в Мариенбургский храм. К отцу Петру приезжало много творческой интеллигенции, и кто-то из этих людей сделал на иконе венец из посеребренной латуни очень хорошей тонкой работы.

     17 февраля 1994 года, во время всенощного бдения накануне дня празднования иконе, на образе выступили маслянистые капельки без запаха. После продолжительного мироточения настоятель храма иеромонах Никита (Марков) доложил об этом митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву), который назначил компетентную комиссию, засвидетельствовавшую мироточение иконы. Мироточение образа «Взыскание погибших» повторялось потом два раза уже в настоятельство протоиерея Анатолия Павленко. Оно не было обильным: на иконе выступало несколько капель, образуя подтеки.

    По свидетельству о. Анатолия, однажды после воскресной службы к нему подошла одна женщина с просьбой отслужить три молебна Пресвятой Богородицы перед Ее образом «Взыскание погибших». Батюшка стал расспрашивать подробнее о причине такой просьбы. Выяснилось, что эту женщину благословил так поступить ее духовник, человек высокой духовной жизни. У нее пропал сын. Муж ее был военный, служил на Дальнем Востоке, сын тоже стал военным, пограничником. И вот от сына перестали приходить письма. В это время она с мужем развелась и переехала в Санкт-Петербург, где пришла к вере и воцерковилась. Стала работать уборщицей в Александро-Невской лавре. Когда женщина появилась в Мариенбурге, прошло 11 лет, как от ее сына не было вестей. О. Анатолий отслужил молебны перед иконой два воскресенья подряд. А на третье, подходя к кресту, эта женщина сказала: «У меня такая радость — сын приехал!». Как оказалось, сын попал под артобстрел на границе, был контужен, пролежал 2 года в госпитале. Когда вышел из госпиталя и приехал домой, ему сказали, что родители развелись и уехали в неизвестном направлении. 11 лет мать и сын ничего не знали друг о друге. А тут после второго молебна — звонок в дверь и сын на пороге!

      Икона установлена в нашем храме слева от алтаря, и почитается прихожанами. До настоящего времени, икона часто мироточит. На празднование иконы «Взыскание погибших» (18 февраля по новому стилю) каждый год приезжает множество людей. Этот день стал как бы вторым престольным праздником Мариенбургской Покровской церкви.

Икона Божией Матери «Всецарица».

      Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Все­ца­ри­ца» (по-гре­че­ски – «Пан­та­насса»), стала известна во всем мире как образ, исцеляющий с верой приходящих к нему людей от тяжелейших онкологических заболеваний. На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя всех людей. На заднем плане – два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.                                                                                  Многие прихожане и гости нашего храма получали исцеление и утешение, по молитвам перед этой иконой. День празднования иконы «Всецарица» – 31 августа по новому стилю.

Икона святой великомученицы Екатерины с частицей мощей.

     История святой великомученицы Екатерины, изображённой на этой иконе, начинается в 287 году, когда в семье Александрийского правителя родилась дочь. Повзрослев, наделённая природным умом, красотой и богатством девушка, становится христианкой. Однажды во сне ей явился Господь с Пречистой Девой Марией и передал ей перстень в знак обручения с ней, который всегда оставался на ее руке. Проснувшись и увидев перстень, она исполнилась величайшей радостью и верой в Господа Бога. Впечатленная видением, святая Екатерина даёт обет безбрачия и открыто проповедует христианство. Когда в Александрии императором Максимианом было устроено широкое языческое праздненство, девушка явилась на него и во всеуслышание обличала язычников и исповедовала Христа. Поражённый красотой и речью девушки Максимиан, пробует вначале убедить царевну отречься от Христа, но позже, не добившись ничего, заключает Екатерину в темницу. Туда-то к святой Екатерине и пришла супруга императора, царица Августа. Побеседовав с девушкой, Августа принимает христианство.

     Через некоторое время Максимиан вновь призвал святую Екатерину. Он надеялся, что заточение и страх жестокой смерти, которой он пообещал подвергнуть девушку, изменят отношение святой Екатерины, и она отречется от своего Бога. Но император опять ошибся. В приступе ярости он велел принести великомученицу в жертву языческим идолам и публично колесовать, но произошло чудо. Неведомая сила разрушила орудие пытки. Царица Августа, увидев это, вступалась за святую Екатерину. Ее поддержал военачальник Порфирий и 200 воинов. Вместе они исповедовали Христа и тут же по приказу императора были обезглавлены. Максимиан снова и снова делал попытки переубедить святую Екатерину. Он не только уговаривал ее отречься от своей веры. Он молил святую Екатерину стать его супругой. Но девушка, называя себя невестой Христа, сама положила голову на плаху и была предана смерти. Событие это по разным данным произошло примерно в 304–316 годах.

     Так как святая великомученица Екатерина была канонизирована еще до разделения церквей, то она почитается и католиками, и православными. На иконах великомученицу изображают в царском венце, подчеркивая ее благородное происхождение. Багряный плащ-накидка свидетельствует о мученической кончине святой.

     День памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской — 7 декабря по новому стилю.

Икона святой преподобномученицы Марии Гатчинской с частицей мощей. 

     Подвиг святой преподобномученицы Марии Гатчинской совершился в относительно недавнее для нас время – в первой половине 20 века. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ма­рия ро­ди­лась в 1874 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге в се­мье вла­дель­ца сур­гуч­ной фаб­ри­ки. В крещении была наречена Лидией. Переболев энцефалитом, во время учёбы в гимназии, святая Мария оказалась навсегда прикована к постели. Род­ные пред­при­ня­ли мно­го уси­лий, чтобы по­мочь де­вуш­ке, по­ка­зы­ва­ли ее зна­ме­ни­тым оте­че­ствен­ным док­то­рам, во­зи­ли за гра­ни­цу для кон­суль­та­ций с ев­ро­пей­ски­ми спе­ци­а­ли­ста­ми, но ни­кто не смог изменить течение болезни.

     В 1909 году по со­ве­ту вра­чей се­мья пе­ре­еха­ла в го­род Гат­чи­ну. В те­че­ние два­дца­ти лет Ли­дия непо­движ­но ле­жа­ла на спине, лю­бое дви­же­ние и при­кос­но­ве­ние при­но­си­ло ей нестер­пи­мую боль. Но Ли­дия не роп­та­ла и со сми­ре­ни­ем пе­ре­но­си­ла бо­лезнь, вос­при­няв ее как во­лю Бо­жию, ко­то­рой она вполне и по­ко­ри­лась; бла­го­да­ря этим стра­да­ни­ям, она на­учи­лась непре­стан­но мо­лить­ся и при­об­ре­ла па­мять смерт­ную. По­сле то­го как мать и бра­тья скон­ча­лись и Ли­дия оста­лась жить с сест­рой Юли­ей, им ста­ли по­мо­гать по­се­лив­ши­е­ся у них в квар­ти­ре еди­но­мыс­лен­ные с ни­ми пра­во­слав­ные жен­щи­ны. Крот­кую боль­ную ча­сто по­се­ща­ло ду­хо­вен­ство, у ее по­сте­ли слу­жи­лись мо­леб­ны и да­же об­ра­зо­вал­ся кру­жок жен­щин, ко­то­рые пе­ли на мо­леб­нах уже не толь­ко у нее до­ма, но и в хра­мах.

    Дол­гое и сми­рен­ное тер­пе­ние тяж­ких скор­бей очи­сти­ло ду­шу пра­вед­ни­цы, и Гос­подь на­де­лил ее да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и ду­хов­но­го уте­ше­ния. Со вре­ме­нем к ней ста­ло при­хо­дить мно­го на­ро­да, чтобы ис­про­сить со­ве­та и с прось­бой по­мо­лить­ся; при­хо­ди­ли не толь­ко ми­ряне, но и свя­щен­ни­ки, и ар­хи­ереи. Мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Ве­ни­а­мин (Ка­зан­ский) бла­го­сло­вил по­стричь по­движ­ни­цу в мо­на­ше­ство. В 1922 го­ду в го­ро­де Гат­чине на по­дво­рье Пя­ти­гор­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в хра­ме По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри при огром­ном сте­че­нии на­ро­да ар­хи­манд­рит Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры Ма­ка­рий (Вос­кре­сен­ский) по­стриг ее в ман­тию с име­нем Ма­рия.

    Каж­дый день Марию по­се­ща­ло мно­же­ство на­ро­да; лю­ди ожи­да­ли оче­ре­ди в при­хо­жей, мно­гие при­но­си­ли ей про­дук­ты и день­ги, ко­то­рые она в свою оче­редь раз­да­ва­ла нуж­да­ю­щим­ся. По вос­по­ми­на­ни­ям про­фес­со­ра Ива­на Ми­хай­ло­ви­ча Ан­дре­ева, мо­на­хи­ня Ма­рия име­ла огром­ный дар уте­ше­ния и ис­це­ле­ния скор­бя­щих душ.

    Неза­дол­го пе­ред сво­им аре­стом и му­че­ни­че­ской кон­чи­ной у по­движ­ни­цы по­бы­вал мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Ве­ни­а­мин, ко­то­рый, по­да­рив ей свою фо­то­гра­фию, на­пи­сал: «Глу­бо­ко­чти­мой стра­да­ли­це ма­туш­ке Ма­рии, уте­шив­шей, сре­ди мно­гих скор­бя­щих, и ме­ня греш­но­го».

    В на­ча­ле 1932 го­да богоборческая власть при­сту­пи­ла к аре­стам мо­на­хов и мо­на­хинь ра­нее за­кры­тых мо­на­сты­рей.  Мо­на­хи­ня Ма­рия бы­ла аре­сто­ва­на 19 фев­ра­ля 1932 го­да. При аре­сте двое со­труд­ни­ков ОГПУ по­до­шли к по­сте­ли мо­на­хи­ни и, ухва­тив ее за вы­вер­ну­тые ру­ки, по­во­лок­ли по по­лу и по зем­ле, а за­тем, рас­ка­чав за ру­ки и за но­ги, за­бро­си­ли в ку­зов гру­зо­ви­ка. Од­на­ко на­хож­де­ние мо­на­хи­ни Ма­рии в тюрь­ме из‑за ее бо­лез­ни бы­ло в то вре­мя невоз­мож­но, и ее по­ме­сти­ли в тю­рем­ную боль­ни­цу, здесь сле­до­ва­тель и до­про­сил ее. Под­твер­див, что она яв­ля­ет­ся сто­рон­ни­цей мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых), мо­на­хи­ня Ма­рия ска­за­ла: «Я счи­таю, что мит­ро­по­лит Сер­гий на­прас­но ве­лел мо­лить­ся за со­вет­скую власть, – ей это не нуж­но. И во­об­ще, пусть за нее мо­лит­ся кто сам хо­чет… Я счи­таю, что за власть мо­лить­ся нуж­но в том слу­чае, ес­ли это власть».

     Мо­на­хи­ня Ма­рия скон­ча­лась 17 ап­ре­ля 1932 го­да в тю­рем­ной боль­ни­це в Пет­ро­гра­де и бы­ла по­гре­бе­на на Смо­лен­ском клад­би­ще.

    В 1981 го­ду бы­ла при­чис­ле­на Рус­ской За­ру­беж­ной Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских, как но­во­пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ма­рия Гат­чин­ская.
17 июля 2006 го­да ка­но­ни­зи­ро­ва­на Рус­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью – вклю­че­на в Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX ве­ка по пред­став­ле­нию Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии.
26 мар­та 2007 го­да мо­щи Ма­рии Гат­чин­ской бы­ли об­ре­те­ны на Смо­лен­ском клад­би­ще Санкт-Пе­тер­бур­га и по­ме­ще­ны в Гат­чин­ском Пав­лов­ском со­бо­ре.

     В нашем храме Вы можете молитвенно обратиться к святой Марии перед её образом с частицей мощей. День памяти преподобномученицы Марии Гатчинской – 17 апреля по новому стилю.

Икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей.

     Свя­тая бла­го­вер­ная ве­ли­кая кня­ги­ня Ан­на – дочь Ро­стов­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Бо­ри­со­ви­ча, пра­внуч­ка свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ва­си­лия Ро­стов­ско­го, при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую смерть за от­каз из­ме­нить свя­той пра­во­слав­ной ве­ре, в 1294 го­ду ста­ла су­пру­гой свя­то­го бла­го­вер­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Ми­ха­и­ла Яро­сла­ви­ча Твер­ско­го (он был за­му­чен та­та­ра­ми в Ор­де в 1318 го­ду, па­мять 22 но­яб­ря).

     Мно­го скор­бей вы­па­ло на до­лю свя­той Ан­ны. В 1294 го­ду скон­чал­ся ее отец. В 1296 го­ду сго­рел до­тла ве­ли­ко­кня­же­ский те­рем со всем иму­ще­ством. Вско­ре по­сле это­го силь­но за­бо­лел мо­ло­дой князь. Во мла­ден­че­стве умер пер­ве­нец ве­ли­ко­кня­же­ской че­ты – дочь Фе­о­до­ра. В 1317 го­ду на­ча­лась тра­ги­че­ская борь­ба с кня­зем Юри­ем Мос­ков­ским. В 1318 го­ду бла­го­вер­ная кня­ги­ня про­ща­ет­ся на­веч­но со сво­им су­пру­гом, уез­жа­ю­щим в Ор­ду, где он был звер­ски за­му­чен. В 1325 го­ду стар­ший сын ее, Ди­мит­рий Гроз­ные Очи, встре­тив в Ор­де кня­зя Юрия Мос­ков­ско­го – ви­нов­ни­ка смер­ти от­ца, убил его, за что был каз­нен ха­ном. Год спу­стя жи­те­ли Тве­ри пе­ре­би­ли всех та­тар во гла­ве с дво­ю­род­ным бра­том ха­на Уз­бе­ка. По­сле это­го сти­хий­но­го вос­ста­ния вся твер­ская зем­ля бы­ла опу­сто­ше­на ог­нем и ме­чом, жи­те­ли ис­треб­ле­ны или угна­ны в плен. Та­ко­го по­гро­ма Твер­ское кня­же­ство не ис­пы­ты­ва­ло ни­ко­гда. В 1339 го­ду в Ор­де по­ги­ба­ют ее вто­рой сын Алек­сандр и внук Фе­о­дор: им от­ру­би­ли го­ло­вы и те­ла их раз­ня­ли по су­ста­вам.

     Бла­го­вер­ная ве­ли­кая кня­ги­ня бы­ла при­уго­тов­ле­на к мо­на­ше­ству всей сво­ей преды­ду­щей жиз­нью. По кон­чине му­жа ис­пы­та­ния сле­до­ва­ли од­но за дру­гим, и, ка­за­лось, их невоз­мож­но пе­ре­жить, не пре­дав­шись от­ча­я­нию, од­на­ко Ан­на вы­нес­ла все. «В жен­ском есте­стве му­же­скую кре­пость име­ла еси…» – так убла­жа­ет Цер­ковь свя­тую Ан­ну Ка­шин­скую за ее ду­шев­ную стой­кость. Вско­ре по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны сы­на и вну­ка Ан­на при­ня­ла мо­на­ше­ство сна­ча­ла в Тве­ри, а за­тем по прось­бе млад­ше­го сы­на Ва­си­лия пе­ре­бра­лась в спе­ци­аль­но вы­стро­ен­ный для нее мо­на­стырь. Здесь она и пре­ста­ви­лась в 1368 го­ду в схи­ме, те­ло ее бы­ло по­гре­бе­но в Успен­ском мо­на­стыр­ском хра­ме.

     Почитаемая при жизни за духовную мудрость и щедрые благодеяния, после упадка Кашинского княжества княгиня Анна была забыта до того, что к гроб­ни­це ее от­но­си­лись непо­чти­тель­но, но в Смутное время при опасности разорения города явила себя его защитницей и покровительницей.

     В 1611 г. при нападении польско-литовских интервентов на Кашин, она явилась во сне тяжело больному пономарю Герасиму, сказав: «гроб мой народом ни во что вменяется, считаете его обыкновенным, и меня презираете… Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него. И доколе будете вы попирать меня ногами? Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, и сохраняю вас от многих зол и напастей?» После этого сна Герасим был исцелен, и люди стали молиться у забытой ими гробницы. Начались случаи исцелений. Об этом стало известно при дворе.  Прославление святой происходило при одобрении и непосредственном участии царя Алексея Михайловича. Сам царь с царицей, сестрами и всем двором приехал на торжества прославления 12 июня 1650 г., привез составленную по его указу знаменитым Епифанием Словинецким службу святой Анне и собственными руками вместе с царедворцами перенес нетленные мощи святой из ветхого Успенского собора в каменный Воскресенский. Несли гроб на особом «деревянном одре» (носилках) на своих плечах сам Царь и прибывшие с ним бояре. Множество народа, стекшегося по этому случаю, придавало большую торжественность величественной церемонии. Еще ни одна святая Русской Церкви не удостаивалась столь пышного торжества.

     Од­на­ко вско­ре свя­тая бла­го­вер­ная Ан­на Ка­шин­ская неожи­дан­но ста­но­вит­ся сим­во­лом рас­коль­ни­ков, и пат­ри­арх Иоаким в 1677 го­ду уни­что­жа­ет ка­но­ни­за­цию свя­той, за­пре­ща­ет по­кло­не­ние свя­тым мо­щам Ан­ны Ка­шин­ской. Этот чуть ли не единственный случай в истории Русской Церкви был вызван острейшей борьбой того времени со старообрядческим расколом. Дело в том, что при освидетельствовании мощей святой было обнаружено, что правая рука ее сложена для крестного знамения двуперстно. В акте освидетельствования особо указывалось, что при попытке разогнуть сложенные для крестного знамения персты святой Анны Кашинской, они снова складывались обратно. Это и послужило основной причиной приостановления ее почитания. Святая Анна и после смерти разделяла со своим народом его беды: трагедию  разделения. Это необы­чай­ное со­бы­тие – един­ствен­ное в ис­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

     Хо­тя цер­ков­ная раз­вен­чан­ность бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны дли­лась 230 лет, бла­го­дар­ная на­род­ная па­мять хра­ни­ла креп­кую ве­ру в пред­ста­тель­ство пред Гос­по­дом сво­ей небес­ной по­кро­ви­тель­ни­цы. Пе­ред вступ­ле­ни­ем в брак, на служ­бу, пе­ред по­стри­гом, пе­ред на­ча­лом учеб­ных за­ня­тии, при­ни­мая ка­кое-ни­будь се­рьез­ное ре­ше­ние, не го­во­ря уже о вся­ких бе­дах, бо­лез­нях и скор­бях, ве­ру­ю­щие шли мо­лить­ся ко гро­бу бла­го­вер­ной Ан­ны.

     В 1908 го­ду по­чи­та­ние бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны бы­ло вос­ста­нов­ле­но, 12/25 июня 1909 года в Кашине прошли торжества восстановления церковного почитания св. Анны Кашинской. Торжества были грандиозны: 120 тысяч паломников прибыло в небольшой Кашин. Многие из них пришли в составе пяти крестных ходов, двигавшихся со всех сторон Тверской губернии. В числе паломников были и члены царской фамилии и двора. Торжества длились два дня и все уходили утешенными, каждый уносил с собой небольшую икону св. Анны Кашинской, освященную на ее мощах. И сегодня эти иконы можно встретить по всей стране, а имя Анны Кашинской до сих пор особенно любимо верующим народом. Торжества не были событием только Тверского края. Уже в апреле 1909 года в области терского казачества в г. Грозном была открыта женская монашеская община в честь св. Анны Кашинской, а в Петербурге на Выборгской стороне 31 декабря 1909 года был освящен первый в России храм в ее честь. Потом и в Москве в Донском монастыре в 1914 году построена кладбищенская церковь в честь Анны Кашинской и Серафима Саровского. Оба эти храма сейчас действующие.

     В нашем храме находится икона святой Анны Кашинской с частицей мощей. Дни памяти святой по новому стилю: 25 июня (второе прославление и перенесение мощей), 3 августа (обретение мощей), 15 октября (преставление).

Икона святого мученика Трифона с частицей мощей.

     Свя­той му­че­ник Три­фон ро­дил­ся в 3 веке в од­ной из об­ла­стей Ма­лой Азии – Фри­гии, непо­да­ле­ку от го­ро­да Апа­меи в се­ле­нии Камп­са­да.

     С юных лет Гос­подь да­ро­вал ему си­лу из­гна­ния бе­сов и ис­це­ле­ния раз­лич­ных бо­лез­ней. Од­на­жды жи­те­ли его род­но­го се­ла бы­ли спа­се­ны им от го­ло­да: свя­той Три­фон си­лой сво­ей мо­лит­вы за­ста­вил уй­ти вред­ных на­се­ко­мых, ис­треб­ляв­ших хлеб­ные зла­ки и опу­сто­шав­ших по­ля. Осо­бен­но про­сла­вил­ся свя­той Три­фон из­гна­ни­ем бе­са из до­че­ри рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Гор­ди­а­на (238–244).

По­мо­гая всем страж­ду­щим, он тре­бо­вал толь­ко од­ной пла­ты – ве­ры в Иису­са Хри­ста, бла­го­да­тью Ко­то­ро­го он ис­це­лял их.

     Ко­гда на цар­ский пре­стол всту­пил им­пе­ра­тор Де­кий (249–251), же­сто­кий го­ни­тель хри­сти­ан, эпар­ху Аки­ли­ну бы­ло до­не­се­но, что свя­той Три­фон сме­ло про­по­ве­ду­ет ве­ру во Хри­ста и мно­гих при­во­дит ко Кре­ще­нию. Свя­той был схва­чен и при­ве­ден на до­прос, во вре­мя ко­то­ро­го он без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­дал свою ве­ру. Его под­верг­ли же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, би­ли пал­ка­ми, тер­за­ли те­ло же­лез­ны­ми крю­чья­ми, об­жи­га­ли ра­ны ог­нем, во­ди­ли по го­ро­ду, вбив в но­ги же­лез­ные гвоз­ди. Все пыт­ки свя­той Три­фон му­же­ствен­но пре­тер­пе­вал, не из­да­вая ни еди­но­го сто­на.

     На­ко­нец, он был осуж­ден на усе­че­ние ме­чом. Пе­ред каз­нью свя­той му­че­ник мо­лил­ся, бла­го­да­ря Бо­га, под­кре­пив­ше­го его в стра­да­ни­ях, и ис­про­сил у Гос­по­да осо­бую бла­го­дать тем, кто бу­дет при­зы­вать его имя на по­мощь. Преж­де, чем во­и­ны за­нес­ли меч над го­ло­вой свя­то­го му­че­ни­ка, он пре­дал ду­шу свою в ру­ки Бо­жии. Это со­бы­тие про­изо­шло в го­ро­де Ни­кее в 250 го­ду.

     Свя­тое те­ло му­че­ни­ка хри­сти­ане об­ви­ли чи­сты­ми пе­ле­на­ми и хо­те­ли пре­дать по­гре­бе­нию в го­ро­де Ни­кее, в ко­то­рой он по­стра­дал, но свя­той Три­фон в ви­де­нии по­ве­лел пе­ре­не­сти его те­ло на свою ро­ди­ну в се­ле­ние Камп­са­ду. Это и бы­ло ис­пол­не­но.

     Впо­след­ствии мо­щи свя­то­го Три­фо­на бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а за­тем в Рим. Боль­шим по­чи­та­ни­ем поль­зу­ет­ся свя­той му­че­ник в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

     Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что при ца­ре Иоанне Гроз­ном во вре­мя цар­ской охо­ты уле­тел лю­би­мый ца­рем кре­чет. Царь при­ка­зал со­коль­ни­ку Три­фо­ну Пат­ри­ке­е­ву най­ти уле­тев­шую пти­цу. Со­коль­ник Три­фон объ­е­хал окрест­ные ле­са, но без­успеш­но. На тре­тий день, утом­лен­ный дол­ги­ми по­ис­ка­ми, он оста­но­вил­ся под Моск­вой, в ме­сте, ныне на­зы­ва­е­мом Ма­рьи­на ро­ща, и в из­не­мо­же­нии при­лег от­дох­нуть, усерд­но по­мо­лив­шись пе­ред этим сво­е­му свя­то­му по­кро­ви­те­лю – му­че­ни­ку Три­фо­ну, про­ся его о по­мо­щи. Во сне он уви­дел юно­шу на бе­лом коне, дер­жа­ще­го цар­ско­го кре­че­та, и этот юно­ша про­из­нес: «Возь­ми про­пав­шую пти­цу, по­ез­жай с Бо­гом к ца­рю и ни о чем не пе­чаль­ся». Проснув­шись, со­коль­ник дей­стви­тель­но уви­дел непо­да­ле­ку на сосне кре­че­та. Он тут же от­вез его к ца­рю и рас­ска­зал о чу­дес­ной по­мо­щи, по­лу­чен­ной им от свя­то­го му­че­ни­ка Три­фо­на. Через неко­то­рое вре­мя на том ме­сте, где бы­ло яв­ле­ние свя­то­го, со­коль­ник Три­фон Пат­ри­ке­ев по­стро­ил ча­сов­ню, а за­тем и цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка Три­фо­на.

     Му­че­ни­ку Три­фо­ну осо­бо мо­лят­ся об ис­це­ле­нии от те­лес­ных неду­гов, в бо­лез­нен­ном со­сто­я­нии, в слу­ча­ях пор­чи пло­дов, во вре­мя го­ло­да.

     Присутствие иконы святого Трифона, небесного покровителя охотников, в нашем храме, глубоко символично, т.к. население Егерской слободы (а именно так называется эта часть Мариенбурга), во времена дореволюционной России составляли, в основном, егеря, охотники и люди, так или иначе связанные с организацией царской охоты.

     День памяти святого мученика Трифона – 14 февраля по новому стилю.

При оформлении этой страницы использованы материалы с сайтов: azbuka.ru; days.pravoslavie.ru; oyatsky.ru