Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
Икона Божией Матери «Всецарица»
Икона святой великомученицы Екатерины с частицей мощей
Икона святой преподобномученицы Марии Гатчинской с частицей мощей
Икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей
Икона святого мученика Трифона с частицей мощей
Икона Божией Матери «Взыскание погибших».
О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Согласно преданиям, эта икона прославилась ещё в 6 веке н.э, в малоазийском городе Адане (территория современной Турции). В России наиболее ранним считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г.Болхова, Орловской губернии, написанный, по некоторым сведениям, в 1707 году.
До настоящего времени сохранились несколько древних списков иконы «Взыскание погибших». Наиболее известные из них находятся в Москве – в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке и в храме Положения Ризы Господней, в Самаре – в Покровском кафедральном соборе, и в Гатчине – в нашем Покровском храме, в Мариенбурге.
Для того, чтобы понять, каким образом икона Божией Матери «Взыскание погибших» появилась в Маринбурге-Гатчине, вернёмся в дореволюционные времена.
17 октября 1888 года близ станции Борки Харьковской губернии произошло крушение царского поезда, в результате которого ни император Александр III, ни его семья не пострадали, выйдя из страшных обломков невредимыми. Хотя всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб. Спасение императорской семьи было объявлено чудесным и вызвало по всей России радостный отклик среди граждан. Государь-император Александр III, будучи очень сильным человеком, лично держал потолок смятого вагона, давая возможность выбраться из-под обломков своим родным, а затем помогал оказывать первую помощь раненым. Царь писал своему брату, Великому князю Сергею Александровичу: «Этот день не изгладится никогда из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чуден, потому что Христос желал доказать всей России, что Он творит еще чудеса и спасает от явной погибели верующих в Него и в Его великую милость».
В память чудесного избавления в Свято-Троицком Раковском монастыре была написана копия чудотворной иконы «Взыскание погибших» 31 октября 1888 года усердием настоятельницы игуменьи Анатолии с сестрами. Копия была поднесена Царской семье, но где икона находилась до 1917 года, неизвестно. На фотографии, сделанной в келье преподобномученицы Марии Гатчинской в 1920-х годах, видна копия с царской иконы в центре домашнего иконостаса. Судя по всему, икона была доступна для поклонения верующих и продолжала источать исцеления.
Со слов многолетней помощницы настоятеля Мариенбургского Покровского храма протоиерея Петра Белавского, алтарницы храма Александры Ивановны Савиной (+2007), икона «Взыскание погибших» была обретена следующим образом. В конце 1950-х годов две женщины шли в храм через речку Колпанку по дощатому мостику и обратили внимание на одну из его досок. Она была широкая, цельная, со шпонками. Когда ее сняли, это оказалась икона Божией Матери «Взыскание погибших». На иконе сохранилась надпись, что она «сооружена» 31 октября 1888 года усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря игуменьи Анатолии с сестрами в память чудесного избавления Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда». Образ они передали в Мариенбургский храм. К отцу Петру приезжало много творческой интеллигенции, и кто-то из этих людей сделал на иконе венец из посеребренной латуни очень хорошей тонкой работы.
17 февраля 1994 года, во время всенощного бдения накануне дня празднования иконе, на образе выступили маслянистые капельки без запаха. После продолжительного мироточения настоятель храма иеромонах Никита (Марков) доложил об этом митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву), который назначил компетентную комиссию, засвидетельствовавшую мироточение иконы. Мироточение образа «Взыскание погибших» повторялось потом два раза уже в настоятельство протоиерея Анатолия Павленко. Оно не было обильным: на иконе выступало несколько капель, образуя подтеки.
По свидетельству о. Анатолия, однажды после воскресной службы к нему подошла одна женщина с просьбой отслужить три молебна Пресвятой Богородицы перед Ее образом «Взыскание погибших». Батюшка стал расспрашивать подробнее о причине такой просьбы. Выяснилось, что эту женщину благословил так поступить ее духовник, человек высокой духовной жизни. У нее пропал сын. Муж ее был военный, служил на Дальнем Востоке, сын тоже стал военным, пограничником. И вот от сына перестали приходить письма. В это время она с мужем развелась и переехала в Санкт-Петербург, где пришла к вере и воцерковилась. Стала работать уборщицей в Александро-Невской лавре. Когда женщина появилась в Мариенбурге, прошло 11 лет, как от ее сына не было вестей. О. Анатолий отслужил молебны перед иконой два воскресенья подряд. А на третье, подходя к кресту, эта женщина сказала: «У меня такая радость — сын приехал!». Как оказалось, сын попал под артобстрел на границе, был контужен, пролежал 2 года в госпитале. Когда вышел из госпиталя и приехал домой, ему сказали, что родители развелись и уехали в неизвестном направлении. 11 лет мать и сын ничего не знали друг о друге. А тут после второго молебна — звонок в дверь и сын на пороге!
Икона установлена в нашем храме слева от алтаря, и почитается прихожанами. До настоящего времени, икона часто мироточит. На празднование иконы «Взыскание погибших» (18 февраля по новому стилю) каждый год приезжает множество людей. Этот день стал как бы вторым престольным праздником Мариенбургской Покровской церкви.
Икона Божией Матери «Всецарица».
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (по-гречески – «Пантанасса»), стала известна во всем мире как образ, исцеляющий с верой приходящих к нему людей от тяжелейших онкологических заболеваний. На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя всех людей. На заднем плане – два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву. Многие прихожане и гости нашего храма получали исцеление и утешение, по молитвам перед этой иконой. День празднования иконы «Всецарица» – 31 августа по новому стилю.
Икона святой великомученицы Екатерины с частицей мощей.
История святой великомученицы Екатерины, изображённой на этой иконе, начинается в 287 году, когда в семье Александрийского правителя родилась дочь. Повзрослев, наделённая природным умом, красотой и богатством девушка, становится христианкой. Однажды во сне ей явился Господь с Пречистой Девой Марией и передал ей перстень в знак обручения с ней, который всегда оставался на ее руке. Проснувшись и увидев перстень, она исполнилась величайшей радостью и верой в Господа Бога. Впечатленная видением, святая Екатерина даёт обет безбрачия и открыто проповедует христианство. Когда в Александрии императором Максимианом было устроено широкое языческое праздненство, девушка явилась на него и во всеуслышание обличала язычников и исповедовала Христа. Поражённый красотой и речью девушки Максимиан, пробует вначале убедить царевну отречься от Христа, но позже, не добившись ничего, заключает Екатерину в темницу. Туда-то к святой Екатерине и пришла супруга императора, царица Августа. Побеседовав с девушкой, Августа принимает христианство.
Через некоторое время Максимиан вновь призвал святую Екатерину. Он надеялся, что заточение и страх жестокой смерти, которой он пообещал подвергнуть девушку, изменят отношение святой Екатерины, и она отречется от своего Бога. Но император опять ошибся. В приступе ярости он велел принести великомученицу в жертву языческим идолам и публично колесовать, но произошло чудо. Неведомая сила разрушила орудие пытки. Царица Августа, увидев это, вступалась за святую Екатерину. Ее поддержал военачальник Порфирий и 200 воинов. Вместе они исповедовали Христа и тут же по приказу императора были обезглавлены. Максимиан снова и снова делал попытки переубедить святую Екатерину. Он не только уговаривал ее отречься от своей веры. Он молил святую Екатерину стать его супругой. Но девушка, называя себя невестой Христа, сама положила голову на плаху и была предана смерти. Событие это по разным данным произошло примерно в 304–316 годах.
Так как святая великомученица Екатерина была канонизирована еще до разделения церквей, то она почитается и католиками, и православными. На иконах великомученицу изображают в царском венце, подчеркивая ее благородное происхождение. Багряный плащ-накидка свидетельствует о мученической кончине святой.
День памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской — 7 декабря по новому стилю.
Икона святой преподобномученицы Марии Гатчинской с частицей мощей.
Подвиг святой преподобномученицы Марии Гатчинской совершился в относительно недавнее для нас время – в первой половине 20 века. Преподобномученица Мария родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье владельца сургучной фабрики. В крещении была наречена Лидией. Переболев энцефалитом, во время учёбы в гимназии, святая Мария оказалась навсегда прикована к постели. Родные предприняли много усилий, чтобы помочь девушке, показывали ее знаменитым отечественным докторам, возили за границу для консультаций с европейскими специалистами, но никто не смог изменить течение болезни.
В 1909 году по совету врачей семья переехала в город Гатчину. В течение двадцати лет Лидия неподвижно лежала на спине, любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль. Но Лидия не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию, которой она вполне и покорилась; благодаря этим страданиям, она научилась непрестанно молиться и приобрела память смертную. После того как мать и братья скончались и Лидия осталась жить с сестрой Юлией, им стали помогать поселившиеся у них в квартире единомысленные с ними православные женщины. Кроткую больную часто посещало духовенство, у ее постели служились молебны и даже образовался кружок женщин, которые пели на молебнах уже не только у нее дома, но и в храмах.
Долгое и смиренное терпение тяжких скорбей очистило душу праведницы, и Господь наделил ее дарами прозорливости и духовного утешения. Со временем к ней стало приходить много народа, чтобы испросить совета и с просьбой помолиться; приходили не только миряне, но и священники, и архиереи. Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) благословил постричь подвижницу в монашество. В 1922 году в городе Гатчине на подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря в храме Покрова Божией Матери при огромном стечении народа архимандрит Александро-Невской Лавры Макарий (Воскресенский) постриг ее в мантию с именем Мария.
Каждый день Марию посещало множество народа; люди ожидали очереди в прихожей, многие приносили ей продукты и деньги, которые она в свою очередь раздавала нуждающимся. По воспоминаниям профессора Ивана Михайловича Андреева, монахиня Мария имела огромный дар утешения и исцеления скорбящих душ.
Незадолго перед своим арестом и мученической кончиной у подвижницы побывал митрополит Петроградский Вениамин, который, подарив ей свою фотографию, написал: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного».
В начале 1932 года богоборческая власть приступила к арестам монахов и монахинь ранее закрытых монастырей. Монахиня Мария была арестована 19 февраля 1932 года. При аресте двое сотрудников ОГПУ подошли к постели монахини и, ухватив ее за вывернутые руки, поволокли по полу и по земле, а затем, раскачав за руки и за ноги, забросили в кузов грузовика. Однако нахождение монахини Марии в тюрьме из‑за ее болезни было в то время невозможно, и ее поместили в тюремную больницу, здесь следователь и допросил ее. Подтвердив, что она является сторонницей митрополита Иосифа (Петровых), монахиня Мария сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за советскую власть, – ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится кто сам хочет… Я считаю, что за власть молиться нужно в том случае, если это власть».
Монахиня Мария скончалась 17 апреля 1932 года в тюремной больнице в Петрограде и была погребена на Смоленском кладбище.
В 1981 году была причислена Русской Зарубежной Церковью к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских, как новопреподобномученица Мария Гатчинская.
17 июля 2006 года канонизирована Русской православной церковью – включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века по представлению Санкт-Петербургской епархии.
26 марта 2007 года мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга и помещены в Гатчинском Павловском соборе.
В нашем храме Вы можете молитвенно обратиться к святой Марии перед её образом с частицей мощей. День памяти преподобномученицы Марии Гатчинской – 17 апреля по новому стилю.
Икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей.
Святая благоверная великая княгиня Анна – дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского (он был замучен татарами в Орде в 1318 году, память 22 ноября).
Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы – дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского – виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.
Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим, и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. «В женском естестве мужескую крепость имела еси…» – так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем по просьбе младшего сына Василия перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Почитаемая при жизни за духовную мудрость и щедрые благодеяния, после упадка Кашинского княжества княгиня Анна была забыта до того, что к гробнице ее относились непочтительно, но в Смутное время при опасности разорения города явила себя его защитницей и покровительницей.
В 1611 г. при нападении польско-литовских интервентов на Кашин, она явилась во сне тяжело больному пономарю Герасиму, сказав: «гроб мой народом ни во что вменяется, считаете его обыкновенным, и меня презираете… Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него. И доколе будете вы попирать меня ногами? Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, и сохраняю вас от многих зол и напастей?» После этого сна Герасим был исцелен, и люди стали молиться у забытой ими гробницы. Начались случаи исцелений. Об этом стало известно при дворе. Прославление святой происходило при одобрении и непосредственном участии царя Алексея Михайловича. Сам царь с царицей, сестрами и всем двором приехал на торжества прославления 12 июня 1650 г., привез составленную по его указу знаменитым Епифанием Словинецким службу святой Анне и собственными руками вместе с царедворцами перенес нетленные мощи святой из ветхого Успенского собора в каменный Воскресенский. Несли гроб на особом «деревянном одре» (носилках) на своих плечах сам Царь и прибывшие с ним бояре. Множество народа, стекшегося по этому случаю, придавало большую торжественность величественной церемонии. Еще ни одна святая Русской Церкви не удостаивалась столь пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Этот чуть ли не единственный случай в истории Русской Церкви был вызван острейшей борьбой того времени со старообрядческим расколом. Дело в том, что при освидетельствовании мощей святой было обнаружено, что правая рука ее сложена для крестного знамения двуперстно. В акте освидетельствования особо указывалось, что при попытке разогнуть сложенные для крестного знамения персты святой Анны Кашинской, они снова складывались обратно. Это и послужило основной причиной приостановления ее почитания. Святая Анна и после смерти разделяла со своим народом его беды: трагедию разделения. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, 12/25 июня 1909 года в Кашине прошли торжества восстановления церковного почитания св. Анны Кашинской. Торжества были грандиозны: 120 тысяч паломников прибыло в небольшой Кашин. Многие из них пришли в составе пяти крестных ходов, двигавшихся со всех сторон Тверской губернии. В числе паломников были и члены царской фамилии и двора. Торжества длились два дня и все уходили утешенными, каждый уносил с собой небольшую икону св. Анны Кашинской, освященную на ее мощах. И сегодня эти иконы можно встретить по всей стране, а имя Анны Кашинской до сих пор особенно любимо верующим народом. Торжества не были событием только Тверского края. Уже в апреле 1909 года в области терского казачества в г. Грозном была открыта женская монашеская община в честь св. Анны Кашинской, а в Петербурге на Выборгской стороне 31 декабря 1909 года был освящен первый в России храм в ее честь. Потом и в Москве в Донском монастыре в 1914 году построена кладбищенская церковь в честь Анны Кашинской и Серафима Саровского. Оба эти храма сейчас действующие.
В нашем храме находится икона святой Анны Кашинской с частицей мощей. Дни памяти святой по новому стилю: 25 июня (второе прославление и перенесение мощей), 3 августа (обретение мощей), 15 октября (преставление).
Икона святого мученика Трифона с частицей мощей.
Святой мученик Трифон родился в 3 веке в одной из областей Малой Азии – Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада.
С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238–244).
Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы – веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.
Когда на царский престол вступил император Декий (249–251), жестокий гонитель христиан, эпарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона.
Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божии. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.
Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон в видении повелел перенести его тело на свою родину в селение Кампсаду. Это и было исполнено.
Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю – мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, держащего царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
Мученику Трифону особо молятся об исцелении от телесных недугов, в болезненном состоянии, в случаях порчи плодов, во время голода.
Присутствие иконы святого Трифона, небесного покровителя охотников, в нашем храме, глубоко символично, т.к. население Егерской слободы (а именно так называется эта часть Мариенбурга), во времена дореволюционной России составляли, в основном, егеря, охотники и люди, так или иначе связанные с организацией царской охоты.
День памяти святого мученика Трифона – 14 февраля по новому стилю.
При оформлении этой страницы использованы материалы с сайтов: azbuka.ru; days.pravoslavie.ru; oyatsky.ru